Нижний Новгород
Дивеево
Арзамас





История

Начало Выксе было положено в 1765 г., когда выходцы из Тулы заводчики братья Баташовы обнаружили в окрестностях современной Выксы залежи болотной железной руды - лимонита. Её разработка была организована с помощью неглубоких конических ям - "дудок". Постепенно в Выксе были построены три металлургических завода, на которых работали крепостные рабочие. Село быстро росло. В его окрестностях - Велетьме, Досчатом, Виле - также были созданы железоделательные заводы. Для производственных нужд была организована система прудов площадью до 585 га и глубиной до 9 м.

Выкса славилась мастерством металлургов и богатством заводчиков. Они создали великолепный пейзажный парк со зверинцем, оранжереями, где зимой выращивали цитрусовые, с искусственным озером и театром. Рядом построен дворец Баташевых, с видом на просторы Верхневыксунского пруда. В Выксе и ее окрестностях отливали квадригу коней и статую Аполлона, украшающую Большой театр в Москве, конную группу на Триумфальной арке в Москве, решетку Александровского сада у Кремля. Заводы выпускали оружие, листовой прокат, гвозди, проволоку, литье, сортовое железо, трубы.

В ХIХ в. Выксунские заводы неоднократно переходили из рук в руки, но новые собственники оказались неспособны совершенствовать технологии, объемы производства падали, продукция теряла конкурентоспособность. В XIX же веке в Выксе у родственников, владеющих заводами, жили и работали известный драматург А.В. Сухово-Кобылин и прозаик Е.А. Салиас де Турнемир. Последнему принадлежит популярный роман "Владимирские мономахи", описавший историю Выксунских заводов и их хозяев.

В конце ХIХ в. в Выксе строится крупнейшая в России той поры система узкоколейных железных дорог, связывающих заводы с местами добычи руды и лесоразработками. Значительная их часть сохранилась и по сей день. В частности узкоколейки - единственная связь с Большой землей таких поселков как Димара, Новый Лашман, Лесомашинный, Тупик, Домики. Пассажирский поезд состоит из 2-3 вагонов и ходит по маршрутам станция Лесозавод - Димара (с заездом в Новый Лашман) и Унор - Тупик ( с заездом в Лесомашинный).

В 1934 г. Выкса приобретает стаус города и получает новый импульс к развитию. Идет масштабное перевооружение маталлургии: мелкие предприятия (как заводы в Виле и Велетьме) закрываются или перепрофилируются (в Досчатом), на Выксунском заводе вступают в строй новые, оснащенные современным оборудованием, ориентированным уже только на передельную металлургию. В строй вступают заводы дробильно-размольного оборудования (в дни войны он выпускал бронемашины), тепло - изоляционных материалов, появляются деревообрабатывающие предприятия и предприятия пищевой промышленности.

В 1970-1980 гг. город существенно вырос: в Выксе вступили в строй трубное производство, которое обслуживало строительство нефте- и газопроводов и крупнейшее в мире колесное производство. Продукция Выксунского металлургического завода высоко котируется и за рубежом: он является поставщиком колес для железнодорожного транспорта не только России, но и США, Южной Кореи, Индии, ряда европейских стран.

В городе в этот период были возведены новые жилые районы, оформилась застройка центра.