- Français
- Русский
Летом 1377 г. в окрестностях будущего города (8 км на юго-восток) у впадения в Пьяну реки Пары произошла печально известная Пьянская битва. В первой половине XVII в. на высоком берегу мелководного притока Пьяны стояло несколько дымных избушек, жители которых занимались хлебопашеством и производством поташа. Предание гласит, что изначально на месте деревушки была поставлена часовня во имя Сергия Радонежского. Именно от этой часовни и пошло название деревни, что прозывалась Сергеевкой или Сергиевкой. Другое предание гласит: город получил название по имени первопоселенца Серги, прозванного так за то, что носил в ухе серьгу. Первые документальные упоминания о Сергаче как о деревне относятся к 1649 г. (наказ боярина Бориса Ивановича Морозова). С этого времени Сергач в документах упоминается довольно часто, называясь то деревней, то починком. Сохранились упоминания об участие сергачан в отрядах Степана Разина и Емельяна Пугачева. В 1779 г. поселение получило статус города, а 16 августа 1781 г. был утвержден герб Сергача: изображение черного медведя на золотом поле, означающее, что "того рода зверей в окрестностях города довольно". Некогда Сергач действительно славился дешевым поташом, добротными лаптями и учеными медведями. Жители более 30 селений уезда и самого города дрессировали медведей и ходили с ними по всей стране. Бывали и за ее пределами - в Польше, Чехии, Германии, Франции и Италии. Ученые медведи умели плясать под барабан и шарманку, ходить на задних лапах и выпрашивать подаяние, выделывать деревянным ружьем "артикулы", изображать, как мальчишки горох воруют, как пьяный купец по базару шатается. По преданию, во время Отечественной войны 1812 года в Сергаче на Базарной площади проходил смотр медвежьих "полков", обученных для "борьбы" с армией Наполеона. Еще медведь "лечил". Суеверные старики и старухи прибегали к помощи медведя, чтобы избавиться от своих немощей. Для этого больной должен был лечь на землю, а на него ложился брюхом медведь, широко растопырив по земле свои лапы. Об этом методе лечения рассказывал Некрасов в своем стихотворении "Мороз Красный нос". "Медвежничество" как промысел просуществовал вплоть до начала ХХ в. В лапотном ремесле сергачи не имели соперников. Плетением этой исконно русской обуви занимались стар и млад, мужчины и женщины. Продукция вырабатывалась самая разнообразная: "чувашские" лапти, на женскую ногу - прямые, на мужскую - кривые, мастерили и берестяные ступанцы, и веревочные "шептуны", а из прядок конопли - "оборы". Целыми возами отправляли жители Сергача и соседних селений свою обувь на окрестные базары и Нижегородскую ярмарку.